Профессиональная адвокатская помощь


Правовой портал адвокатов
Елены Бондаренко и Екатерины Кармановой

Тел. 8-351-903-01-93 (моб), (351) 232-67-23, 232-67-86
454092, Челябинск, ул. Красная, д. 48
   Новости законодательства    Контакты    Вопросы    Ссылки    Новости    
 

Условно-досрочное освобождение, помилование



Условно-досрочное освобождение



Статья 79 Уголовного кодекса РФ. Условно-досрочное освобождение
от отбывания наказания

1. Лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части
или лишение свободы, подлежит

условно-досрочному освобождению

, если
судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в
полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может
быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного
вида наказания (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N
162-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50,
ст. 4848).
2. Применяя

условно-досрочное освобождение

, суд может возложить
на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73
настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся
не отбытой части наказания.
3.

Условно-досрочное освобождение

может быть применено только
после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за
преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое
преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо
тяжкое преступление, а также трех четвертей срока наказания,
назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если
условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям,
предусмотренным частью седьмой настоящей статьи (пункты "а" - "в" в
ред. Федерального закона от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ - Собрание
законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1002).
4. Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может
быть менее шести месяцев.
5. Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть
освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не
нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло
не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное

освобождение

от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы
применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений
установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих
трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения
свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление,

условно-досрочному


освобождению

не подлежит (в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003
г. N 162-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N
50, ст. 4848).
6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно,
осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным
органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей
и учреждений.
7. Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за
которое на него было наложено административное взыскание, или злостно
уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при
применении

условно-досрочного освобождения

, суд по представлению
органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить
об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не
отбытой части наказания;
б) осужденный совершил преступление по неосторожности, вопрос об
отмене либо о сохранении

условно-досрочного освобождения

решается
судом;
в) осужденный совершил умышленное преступление, суд назначает ему
наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса.
По этим же правилам назначается наказание в случае совершения
преступления по неосторожности, если суд отменяет

условно-досрочное


освобождение

.
Еще несколько лет назад существовал целый ряд ограничений для применения

условно-

досрочного освобождения

. Оно не применялось к лицам, совершившим определенный круг наиболее опасных преступлений, особо опасным рецидивистам, лицам, ранее освобождавшимся

условно-досрочно

и т.д.
Комментарий
В результате происшедших изменений законодательства перечисленные ограничения сняты. Досрочное освобождение стало возможным применительно к любому осужденному к лишению свободы, отбывшему определенную законом часть срока наказания. Тем самым практически реализованы рекомендации Комитета Министров государствам - членам Совета Европы об условном освобождении.
Позитивной стороной такого законодательного решения явилось то, что у всех осужденных появилась реальная перспектива быть освобожденными раньше установленного судом срока.
Правда, прокуроры, осуществляющие надзор за законностью исполнения уголовных наказаний, включая законность применения института

условно-досрочного освобождения

, констатируют появление определенных проблем негативного характера.
Известно, что целями наказания являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений (ст. 1 УИК РФ). Для их достижения закон предусматривает целый комплекс мер, направленных на стимулирование правопослушного поведения осужденных, закрепление в их сознании психологической установки на недопустимость нарушений требований законов.
Среди таких мер наиболее действенными являются меры взыскания и поощрения, поскольку они напрямую демонстрируют осужденным негативные или позитивные последствия для последних в зависимости от их поведения.

Условно-досрочное освобождение

от отбывания наказания всегда рассматривалось в качестве поощрения, применяемого к лицам, не только соблюдающим установленные в исправительных учреждениях правила поведения, но и активно проявляющим свое стремление трудиться, повысить свой образовательный уровень, компенсировать вред, причиненный преступлением, и т.д.
В отношении таких осужденных закон обязывал администрацию исправительного учреждения по отбытии ими определенной части срока наказания рассмотреть вопрос об

условно-досрочном освобождении.

Соответственно осужденные были заинтересованы в том, чтобы в период отбывания наказания зарекомендовать себя с положительной стороны с тем, чтобы администрация исправительного учреждения вошла в суд с ходатайством об

условно-досрочном

освобождении.


Изменения, внесенные в УИК РФ 8 декабря 2003 г., предоставили право осужденному самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об

условно-досрочном освобождении

. Тем самым фактически администрация исправительного учреждения лишилась возможности стимулировать правопослушное поведение осужденного перспективой условно-досрочного освобождения. Другими словами, у нее изъят один из наиболее действенных инструментов воспитательного воздействия на осужденных, а нередко и инструмента спекуляций и подкупа.
Прокуроры, осуществляющие надзор за законностью - исполнения уголовных наказаний, с сожаланием отмечают, что в настоящее время осужденные зачастую воспринимают

условно-досрочное

освобождение

не как закономерный результат их исправления, а как обязанность государства освободить их от наказания раньше, чем это указано в приговоре суда.
Ныне действующая процедура обращения осужденного в суд с ходатайством об

условно-досрочном освобождении

расходится с п. 17 Рекомендаций Комитета Министров государствам - членам Совета Европы об условном освобождении, согласно которому не сам осужденный, а именно компетентный орган (в Российской Федерации - администрация исправительного учреждения) должен инициировать эту процедуру.
В этих условиях прокуроры в целях обеспечения исполнения требований закона (ст. 79 УК РФ) о том, что досрочно может быть освобождено только лицо, которое не нуждается в полном отбывании наказания, назначенного судом, активно участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению этого вопроса.
Известно, что объективный показатель - рецидив преступлений со стороны

условно-досрочно

освобожденных

не на много ниже, чем у осужденных, отбывших полностью назначенное им наказание.
Видимо, нельзя говорить о завершении законодательного формирования института условно-досрочного освобождения еще и в связи с его применением к осужденным пожизненно. Проблема заключается в том, что в случае

условно-досрочного освобождения

этой категории осужденных за ними до конца жизни сохраняется реальная угроза вернуться к пожизненному лише¬нию свободы. Это связано с тем, что если осужденный с определенным сроком лишения свободы освобождается условно-досрочно и совершает какое-либо правонарушение в период неотбытой части наказания, он может быть возвращен судом на этот же период в места лишения свободы (ч. 7 ст. 79 УК РФ). Но если этот осужденный в период неотбытой части наказания не совершает правонарушений, то эта часть наказания погашается.
У лиц же, осужденных к пожизненному лишению свободы, неотбытая часть наказания - фактически это время до их смерти, поэтому они будут жить под угрозой возобновления исполнения наказания в виде пожизненного лишения свободы.
С точки зрения принципов справедливости (ст. 6 УК РФ) и рационального применения мер принуждения (ст. 8 УИК РФ) подобное положение видится неправильным. Контроль за поведением

условно-досрочно освобожденного

со стороны компетентных государственных органов и негативные последствия в случае возможных правонарушений с его стороны должны иметь место в течение конкретно определенного срока. В противном случае такое освобождение является пожизненной (до первого правонарушения) отсрочкой исполнения пожизненного лишения свободы.
Очевидно, таким сроком для осужденных данной категории может быть определенный законом срок погашения судимости за совершение преступлений, относящихся к категории особо тяжких, то есть 8 лет после освобождения.
Эти и некоторые другие проблемы законодательного урегулирования института условно-досрочного освобождения должны еще стать предметом глубокой и всесторонней проработки в целях получения оптимального решения как с точки зрения прав и законных интересов осужденных, так и интересов общества и государства.

Помилование

- это акт милосердия, применяемый только по отношению к уже осужденным за преступления лицам. На лиц, привлекаемых или привлеченных к уголовной ответственности, акт

помилования

не распространяется.

Таким образом, подозреваемые, обвиняемые и подсудимые, содержащиеся в следственных изоляторах,

помилованы

быть не могут. Но осужденные, оставленные в СИЗО для обеспечения хозяйственных работ, могут быть

помилованы

.

По акту помилования осужденный за преступление может быть [Конституция РФ, ст. 89, УК РФ, ст. 85]:

освобожден от наказания;
ему может быть сокращен срок наказания;
наказание ему может быть заменено более мягким;
с уже отбывшего наказание может быть снята судимость.
Правом помилования обладает, согласно Конституции РФ, Президент России [В соответствии с конституциями республик Татарстан и Башкортостан правом применения помилования в отношении лиц, осужденных судами этих республик, обладают также президенты этих республик] (п. "в" ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ). Помилование касается (в отличие от амнистии) одного или нескольких конкретных лиц.

Помилование

Президентом осуществляется на основании заключения Комиссии по вопросам помилования субъекта Федерации, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Федерации после тщательного изучения ею прошения о

помиловании

и других документов, приложенных к прошению.

Помилование

может быть применено к лицу, совершившему преступление любой степени тяжести. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена либо на пожизненное лишение свободы, либо на лишение свободы сроком на 20 лет.



Деятельность комиссий по вопросам

помилования

и порядок рассмотрения ходатайств о помиловании регламентируется Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ N 1500 от 28 декабря 2001 г.



Помилование

осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

В Российской Федерации

помилование

применяется:

в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории Российской Федерации;
в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.


Помилование

, как правило, не применяется в отношении осужденных:

совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.


Осужденный должен обратиться с ходатайством о

помиловании

к Президенту Российской Федерации только в письменной форме.

Ходатайство о

помиловании

регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о

помиловании

в день его подачи.

Ходатайство о

помиловании

направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 20 дней со дня его подачи.

К ходатайству о

помиловании

администрацией учреждения прилагаются следующие документы:

копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми) осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
извещение о вступлении приговора суда в законную силу;
справка о состоянии здоровья осужденного;
сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением (если имеются);
анкета с указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном положении;
сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или

помилования

либо о применении условно-досрочного

освобождения

от наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности;
представление администрации учреждения с характеристикой осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
Копия представления администрации учреждения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией учреждения, в котором исполняется наказание.

К ходатайству о

помиловании

по просьбе осужденного могут прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения вопроса о помиловании.



Территориальный орган юстиции не позднее чем через семь дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.

Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения о ходатайствах о

помиловании

, поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в соответствующие комиссии.

Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о

помиловании

представляет заключение о целесообразности применения акта помилования.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о

помиловании

и заключения комиссии вносит Президенту Российской Федерации представление о целесообразности применения акта

помилования

.



Указ Президента РФ о

помиловании

в течение двух дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта РФ, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.



Об отклонении Президентом РФ ходатайства о

помиловании

осужденный уведомляется письменно высшим должностным лицом субъекта РФ либо по его поручению председателем комиссии.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о

помиловании

повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта

помилования

.



Почтовые расходы, связанные с пересылкой ходатайств о

помиловании

(снижении срока в порядке помилования), производятся за счет самих осужденных, подавших ходатайство. За счет средств исправительного учреждения (следственного изолятора) прошения направляются в следующих случаях:

если подавший прошение осужденный является инвалидом I или II группы;
если у осужденного на лицевом счету нет денег.
Источник
http://index.org.ru/nevol/2006-7/12.htm

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2001 Г. N 1500 "О КОМИССИЯХ
ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ПРИКАЗ

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

11 февраля 2002 г.
N 47

(Д)


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28
декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам

помилования

на
территориях субъектов Российской Федерации" и утвержденного им
Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской
Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию об организации работы
территориальных органов юстиции и учреждений уголовно - исполнительной
системы Минюста России в связи с ходатайствами осужденных о

помиловании

.
2. Руководителю Департамента законодательства о государственной
безопасности и правоохранительной деятельности С.И. Никулину,
начальнику Главного управления исполнения наказаний Минюста России
В.У. Ялунину, начальнику Управления по контролю за соблюдением
законности и прав человека в деятельности учреждений и органов
уголовно - исполнительной системы Минюста России С.М. Тараканову,
начальникам территориальных органов юстиции обеспечить исполнение
требований Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г.
N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов
Российской Федерации".
3. Руководителю Департамента законодательства о государственной
безопасности и правоохранительной деятельности С.И. Никулину,
руководителю Департамента государственной службы и кадров Н.Н.
Привалову, руководителю Финансово - экономического департамента М.В.
Сосниной подготовить предложения по созданию в центральном аппарате
структурного подразделения (отдела) по вопросам

помилования

в составе
Департамента законодательства о государственной безопасности и
правоохранительной деятельности.
4. Начальникам территориальных органов юстиции и учреждений
уголовно - исполнительной системы Минюста России определить
работников, обеспечивающих исполнение Приказа и прилагаемой
Инструкции, возложив курирование данной работы на одного из своих
заместителей.
5. Начальникам территориальных органов юстиции:
обеспечить учет и анализ поступающих ходатайств о

помиловании

и
ежемесячно в установленном порядке направлять в Минюст России, а также
в соответствующее федеральное управление Минюста России по
федеральному округу сведения о ходатайствах осужденных о

помиловании

и
результатах их рассмотрения в комиссиях по вопросам помилования и
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;
организовать взаимодействие территориальных органов с комиссиями
по рассмотрению ходатайств осужденных о помиловании, не допуская при
этом подмены комиссии и аппарата, обеспечивающего ее работу.
6. Начальнику Главного управления исполнения наказаний Минюста
России В.У. Ялунину обеспечить доведение основных требований Положения
о порядке рассмотрения ходатайств о

помиловании

в Российской
Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28
декабря 2001 г. N 1500, до сведения лиц, отбывающих наказание в
учреждениях уголовно - исполнительной системы Минюста России.
7. Руководителю Департамента законодательства о государственной
безопасности и правоохранительной деятельности С.И. Никулину
обеспечить до 12 числа следующего за отчетным месяца подготовку
проектов докладов Министра юстиции Российской Федерации Президенту
Российской Федерации о ходатайствах осужденных о

помиловании

,
поступивших в территориальные органы юстиции и направленных в комиссию
по вопросам

помилования

, результатах их рассмотрения комиссиями и
руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
8. Начальнику Организационно - контрольного управления И.К.
Сулоеву обеспечить получение из территориальных органов юстиции
сведений о ходатайствах осужденных о помиловании, направленных в
комиссию по вопросам

помилования

на территории субъекта Российской
Федерации, и их представление в Департамент законодательства о
государственной безопасности и правоохранительной деятельности.
9. Главному управлению исполнения наказаний Минюста России (В.У.
Ялунин), Управлению по контролю за соблюдением законности и прав
человека в деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной
системы Минюста России (С.М. Тараканов), Организационно - контрольному
управлению (И.К. Сулоев), федеральным управлениям Минюста России по
федеральным округам при проведении проверок деятельности учреждений
исполнения наказаний, а также территориальных органов Минюста России
изучать практику исполнения Указа Президента Российской Федерации от
28 декабря 2001 г. N 1500, принимать меры по совершенствованию
организации его выполнения, устранению выявленных недостатков.
10. Главному управлению исполнения наказаний, Департаменту
законодательства о государственной безопасности и правоохранительной
деятельности, Департаменту регистрации и контроля за ведомственными
нормативными актами привести нормативные правовые акты Министерства
юстиции Российской Федерации в соответствие с требованиями Указа
Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500.
11. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей
Министра Ю.И. Калинина и Е.Н. Сидоренко.

Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я. ЧАЙКА
11 февраля 2002 г.
N 47


УТВЕРЖДЕНА
Приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 11 февраля 2002 года
N 47

ИНСТРУКЦИЯ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ
И УЧРЕЖДЕНИЙ УГОЛОВНО - ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ
С ХОДАТАЙСТВАМИ ОСУЖДЕННЫХ О ПОМИЛОВАНИИ

1. Настоящая Инструкция в соответствии с Положением о порядке
рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (далее -
Положение) определяет порядок приема администрацией учреждений,
исполняющих наказания в виде пожизненного лишения свободы, лишения
свободы на определенный срок, исправительных работ без лишения
свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, ходатайств осужденных о

помиловании

, их
регистрации и учета, направления в территориальные органы юстиции, а
также порядок регистрации и учета территориальными органами юстиции
ходатайств о

помиловании

и направления их в комиссию по вопросам
помилования на территории субъекта Российской Федерации.
2. Ходатайство о помиловании подается осужденным на имя
Президента Российской Федерации в письменной форме и регистрируется
администрацией учреждения, исполняющего наказание (далее именуется
администрация учреждения), в журнале учета ходатайств осужденных о

помиловании

(Приложение N 1) в день его подачи. В этом же журнале
регистрируются все поступающие запросы, связанные с рассмотрением
ходатайств о помиловании.
3. Ходатайство о

помиловании

направляется администрацией
учреждения в территориальный орган Минюста России в субъекте
Российской Федерации (далее - территориальный орган юстиции) отдельно
на каждого осужденного с сопроводительным письмом, подписанным
начальником учреждения или лицом, его замещающим, не позднее чем через
20 дней после его подачи.
Одновременно с этим копия представления направляется прокурору,
осуществляющему надзор за соблюдением законов администрацией
учреждения, в котором исполняется наказание.
4. Запросы по вопросам

помилования

исполняются администрацией
исправительного учреждения не позднее 5 дней со дня их получения.
Вся переписка, связанная с направлением ходатайства о

помиловании

, приобщается к личному делу осужденного.
5. К ходатайству о помиловании прилагаются следующие документы:
копия приговора (приговоров), в соответствии с которым (которыми)
осужденный отбывает наказание, и копии решений вышестоящих судебных
инстанций относительно указанного приговора (приговоров);
извещение о вступлении приговора в законную силу;
справка о состоянии здоровья осужденного;
сведения о возмещении материального ущерба, причиненного
преступлением (если имеются);
анкета осужденного, обратившегося с ходатайством о

помиловании

, с
указанием биографических данных осужденного и сведений о его семейном
положении (Приложение N 2);
сведения о результатах рассмотрения предыдущих ходатайств о
помиловании, если они подавались ранее и об этом имеется информация;
справка о применении в отношении осужденного акта амнистии или

помилования

либо о применении условно - досрочного освобождения от
наказания в отношении лиц, ранее привлекавшихся к уголовной
ответственности;
представление администрации учреждения с характеристикой
осужденного, содержащей сведения о его поведении, отношении к учебе и
труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.
6. Начальник учреждения, исполняющего наказание, несет
персональную ответственность за соблюдение установленного порядка
представления необходимой документации, а также полноту и
достоверность соответствующих сведений.
7. К ходатайству о помиловании по просьбе осужденного могут
прилагаться иные материалы, имеющие существенное значение для решения
вопроса о помиловании.
О направлении ходатайства о помиловании осужденному объявляется
под роспись на копии сопроводительного письма. Отказ в направлении
ходатайства о помиловании не допускается.
По просьбе осужденного администрация учреждения информирует его о
сроке направления ходатайства в комиссию по вопросам помилования на
территории субъекта Российской Федерации (далее - комиссия).
8. Администрация учреждения должна предоставить осужденным
возможность для ознакомления с порядком подачи ходатайств о
помиловании.
9. Территориальный орган юстиции в день получения ходатайства о
помиловании регистрирует его в журнале учета ходатайств о помиловании,
поступивших в территориальные органы юстиции и направляемых в комиссию
о помиловании (Приложение N 3), осуществляет проверку полноты и
качества представленных документов. В случае обнаружения
недостоверности или неполноты данных материалов территориальный орган
юстиции запрашивает необходимую информацию у администрации
исправительного учреждения.
Независимо от получения запрашиваемых сведений из учреждения
территориальный орган юстиции обязан не позднее 7 дней со дня
получения ходатайства о помиловании направить его в комиссию.
10. Ходатайство о помиловании вместе с документами, указанными в
пункте 5 Инструкции, представляется в комиссию с сопроводительным
письмом, в котором отражается вывод о полноте и качестве
представленных материалов, а в случае необходимости - предложения
относительно запросов комиссией в соответствии с пунктом 13 Положения
дополнительных сведений и документов, необходимых для подготовки
материалов о помиловании осужденного.
11. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о

помиловании

, в другое учреждение администрация учреждения, из которого
убывает осужденный, незамедлительно по телеграфу или факсимильной
связи уведомляет об этом территориальный орган юстиции, который
приобщает уведомление к материалам, поступившим с ходатайством о

помиловании

. Если ходатайство о

помиловании

находится в комиссии по
вопросам помилования, у высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта Российской Федерации) или направлено в Администрацию
Президента Российской Федерации, то территориальный орган
незамедлительно направляет уведомление о переводе осужденного в другое
учреждение с указанием нового адреса нахождения осужденного в ту
инстанцию, где находится ходатайство.
Аналогичный порядок применяется в случае, если после отправки
материалов о

помиловании

осужденный будет представлен к условно -
досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким
видом наказания, допустил злостное нарушение установленного порядка
отбывания наказания, совершил новое преступление либо возникли другие
обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о

помиловании

.
Уведомление регистрируется в журнале учета ходатайств о
помиловании.
12. О состоявшемся судебном решении в связи с рассмотрением
вопроса об условно - досрочном

освобождении

осужденного,
ходатайствующего о помиловании, о замене ему неотбытой части наказания
более мягким видом наказания или о прекращении в отношении него
уголовного преследования по реабилитирующим основаниям администрация
учреждения сообщает в территориальный орган юстиции, который в
зависимости от того, где находится ходатайство о

помиловании

,
незамедлительно информирует об этом комиссию по вопросам

помилования

,
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации) или Администрацию Президента Российской
Федерации.
13. В случае отклонения Президентом Российской Федерации
ходатайства о

помиловании

повторное направление материалов о
помиловании допускается не ранее чем через год с момента вынесения
предыдущего решения, за исключением случаев возникновения новых
обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта

помилования

.
14. Исполненные предписания по указам о

помиловании

приобщаются к
личным делам осужденных.
15. Администрация учреждения в течение двух дней с момента
исполнения акта о

помиловании

направляет об этом уведомление в Главный
информационный центр МВД России, информационный центр МВД (ГУВД, УВД)
субъектов Российской Федерации, территориальный орган уголовно -
исполнительной системы Минюста России, а также информационный центр
МВД (ГУВД, УВД) субъектов Российской Федерации по месту осуждения
помилованных.


Приложение N 1

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ХОДАТАЙСТВ ОСУЖДЕННЫХ О ПОМИЛОВАНИИ



















-
| N | Дата | Ф.И.О. | Номер | Кто поддерживает |
| п/п| поступления | | личного дела | ходатайство |
| | обращения | | | |
|
|


-|



--|


--|



--|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |


















-




















---
| Куда и когда | Дата поступления | Дата объявления | Примечание |
| направлено | предписания и | осужденному | |
| ходатайство | результат рассмотрения | о результатах | |
| и материалы | ходатайства (освобождение | рассмотрения | |
| к нему, | от наказания, сокращение | ходатайства | |
| за каким | срока наказания) | (при

освобождении

- | |
| номером | | дата

освобождения

) | |
|


--|





---|




-|


|
| 6 | 7 | 8 | 9 |



















---


Приложение N 2

АНКЕТА
ОСУЖДЕННОГО, ОБРАТИВШЕГОСЯ С ХОДАТАЙСТВОМ О ПОМИЛОВАНИИ

1. Фамилия, имя, отчество осужденного:





--
2. Дата и место рождения:








---
3. Гражданство:











-
4. Место жительства до осуждения:






---
5. Место работы и должность до осуждения (для осужденных к
наказаниям, не связанным с лишением свободы, указать новое место
работы и должность):











-

















--
6. Прежние судимости (когда, каким судом был осужден, статья
(часть, пункт) УК, когда был освобожден):







7. Применялись ли к ходатайствующему по прежнему осуждению
амнистия, помилование, условное осуждение, условно - досрочное
освобождение от наказания (указать когда):





---
8. Когда, каким судом, к какому виду наказания и на какой срок
осужден ходатайствующий:










-

















--
9. Дата начала срока отбывания наказания:




---
10. Дата окончания срока отбывания наказания:



---
11. Рассматривался ли ранее вопрос об условно - досрочном
освобождении ходатайствующего, замене ему неотбытой части наказания
более мягким (какое решение, кем, когда принято):






















--

















--
12. Семейное положение (в том числе указать фамилии и инициалы
супруга, детей, родителей, их возраст и адрес места жительства):
-

















--

















--
13. Сведения об участии в Великой Отечественной войне, других
военных действиях при прохождении военной службы в составе Вооруженных
Сил, других войсках и воинских формированиях, а также о наградах,
ранениях и контузиях:












14. Иные обстоятельства, имеющие существенное значение для
принятия решения по существу ходатайства:
























--

К представлению N
от


---

Начальник учреждения





(подпись)
(печать)


Приложение N 3

ЖУРНАЛ
УЧЕТА ХОДАТАЙСТВ О ПОМИЛОВАНИИ, ПОСТУПИВШИХ В
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ И НАПРАВЛЯЕМЫХ
В КОМИССИЮ ПО ВОПРОСАМ ПОМИЛОВАНИЯ


















--
| N | Дата | Откуда поступило | Дата обращения | Ф.И.О. |
|п/п| поступления| (наименование | осужденного с | осужденного, |
| | | учреждения) | ходатайством в | дата рождения |
| | | | администрацию | |
| | | | исправительного| |
| | | | учреждения | |
|---|


|



--|



|


---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |

















--





















| По какой | Вид наказания | Каким судом| Срок наказания, | Кто |
| статье УК| и его срок | и когда | отбытый на | поддерживает |
| осужден | согласно | вынесен | момент обращения| ходатайство |
| (часть, | приговору суда | приговор | с ходатайством | |
| пункт) | | | | |
|

--|



|


|



-|


---|
| 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |









































--
| Непогашенная | Состояние | Семейное | Возмещение | Характеристика |
| (неснятая) | здоровья | положение | материального ущерба| осужденного |
| судимость | (указать | и наличие | (указать: возмещен | администрации |
| (указать | заболевание, | детей | полностью, | ИУ (инспекции) |
| количество, | инвалидность | | возмещен частично, | |
| статью, | и т.п.) | | не возмещен) | |
| часть УК) | | | | |
|


--|


--|

---|




-|



|
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |




















--
























--
| Первичное или | Применялось ли ранее | Дата | Решение | Решение высшего |
| повторное | к осужденному условное | направления | комиссии | должностного лица |
| ходатайство | осуждение, замена | ходатайства | (указать | субъекта |
| (при наличии | наказания более мягким, | в комиссию | мотив | Российской |
| повторного - | условно - досрочное | по вопросам | отказа) | Федерации |
| указать дату | освобождение от наказания, | помилования | | (указать |
| прежнего отказа) | амнистия, помилование | | | мотив отказа) |
| | (указать, что именно) | | | |
|



--|






|


-|

--|



---|
| 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |























--



Печать

Образец. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания


ОБРАЗЕЦ ХОДАТАЙСТВА ОБ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ
ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

В                  суд
(Наименование суда)
Адвоката               _ ,
(Фамилия и инициалы)
осуществляющего адвокатскую деятельность
                   
(Наименование адвокатского образования)
Адвокатской палаты           
(Наименование субъекта РФ)
в интересах              _
(Фамилия, имя, отчество)
осужденного           _ судом
(Наименование суда)
по ст. 191 ч. 2 п. "б" УК РФ к 6
годам лишения свободы с отбыванием
наказания в исправительной колонии общего режима

Х о д а т а й с т в о
об условно-досрочном освобождении

Приговором                       _ суда
(Наименование суда)
гр.                                _
(Фамилия, имя, отчество осужденного)
признан виновным в совершении преступления, предусмотренного
ст. 191 ч. 2 п. "б" УК РФ, и ему назначено наказание в виде 6 лет
лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии
общего режима.

В настоящее время осужденный                 
(Фамилия и инициалы)
отбыл четыре года, т. е. две трети наказания, не нуждается в
полном отбывании назначенного судом наказания и подлежит условно-
досрочному освобождению.
В период отбывания наказания осужденный            _
(Фамилия и инициалы)
полностью раскаялся в совершенном преступлении, частично
возместил причиненный ущерб, не имеет взысканий за нарушение
установленного режима отбывания наказания.
Кроме того, при решении вопроса об условно-досрочном
освобождении осужденного необходимо учесть, что он имеет в
постоянном месте жительства приватизированную квартиру, имеет
семью, на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей.

На основании изложенного и ст. 79 УК РФ, ст. 175 УИК РФ

П р о ш у:

Освободить условно-досрочно от дальнейшего отбывания
назначенного судом наказания осужденного              
(Фамилия, имя, отчество, дата и место рождения)

Приложение: ордер адвокатского образования,
характеристика администрации учреждения, исполняющего
наказание,
справка об отбытом сроке наказания,
копии свидетельств о рождении детей,
справка с места жительства детей,
справка о наличии у осужденного квартиры на праве
собственности.

" " 2004 г.
Адвокат              (Фамилия и инициалы)
(Подпись)

Комментарий
1.С ходатайством об условно-досрочном освобождении от
отбывания наказания в соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 399 УПК
РФ, частью 1 ст. 175 УИК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 161-ФЗ;
ОСПС "Законодательство России", январь 2004), частью 4 ст. 399 УПК
РФ могут обратиться как сам осужденный, к которому может быть
применено условно-досрочное освобождение, так и его адвокат.
С таким ходатайством может обратиться, как адвокат, который
осуществлял защиту осужденного на суде, так и любой другой
адвокат, с которым осужденный заключил новое соглашение.
2. Следует обратить внимание, что ходатайство об
условнодосрочном освобождении, как это указано в части 1 ст. 175
УИК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003 N 161-ФЗ; ОСПС "Законодательство
России", январь 2004), осужденный и его адвокат подают не
непосредственно в суд, а через администрацию учреждения или
органа, исполняющего наказание.
Администрация не позднее чем через 10 дней после подачи
ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от
отбывания наказания направляет в суд указанное ходатайство вместе
с характеристикой на осужденного и заключением администрации о
целесообразности условно-досрочного освобождения (часть 2 ст. 175
УИК РФ).
3. Сроки наказания, по отбытии которых возможно направление
ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания
наказания, установлены в части 3 ст. 79 Уголовного кодекса РФ.
Так, например, условно-досрочное освобождение может быть применено
только после фактического отбытия осужденным не менее двух третей
срока наказания, назначенного за тяжкое преступление.
Условно-досрочное освобождение лица, отбывающего пожизненное
лишение свободы, возможно, если судом будет признано, что оно не
нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания, фактически
отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы и не имело
злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в
течение предшествующих трех лет (часть 5 ст. 79 УК РФ в ред. ФЗ от
08.12.2003 N 162-ФЗ; ОСПС "Законодательство России", январь 2004).
4. В соответствии с частью 10 ст. 175 УИК РФ в случае отказа
суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания
повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или
представления может иметь место не ранее чем по стечении шести
месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.
В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении
осужденного к пожизненному лишению свободы повторное обращение с
ходатайством возможно не ранее чем по истечении трех лет со дня
вынесения постановления об отказе.







 

 

Адвокаты Челябинска © 2006 - 2007
Разработка, поддержка и
поисковое продвижение этого сайта
выполняется компанией
 поисковое продвижение сайтов
E-mail | Для печати |